Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по выделенке в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф могут выписать только при намеренной остановке, либо пересечении сплошной разметки. Правила дорожного движения в пунктах 8.2 и 12.4 указывают, что запрещено останавливаться на обочине автобусной полосы за 15 метров до места остановки. В Москве и Санкт-Петербурге за подобное нарушение вы заплатите 3000 рублей, а в других регионах 1500 рублей.
Какой штраф за остановку на полосе «А»
Но существуют исключения, когда наказывать водителя не будут. Если вам необходимо высадить или посадить пассажира именно на остановке автобуса, то вы можете это сделать. Но при этом машина не должна создавать помех общественному транспорту. В таком случае вас не накажут. Но, если вы поставите автомобиль на остановке, а сами уйдете по делам, то после возвращения можете не увидеть свою машину. Ее наверняка эвакуируют на штрафную стоянку.
За порядком на дорогах следят сотрудники ГИБДД, а также специально установленные видеорегистраторы слежения: стационарные (закрепленные на опорах) и мобильные (в кабинах транспорта).
Правонарушения контролируются простым способом. Видеокамера постоянно делает фотоснимки проезжающих автомобилей и отправляет их в базу данных автоинспекции. Инспекторы просматривают полученную за сутки информацию и выявляют нарушения. Штрафы выписывают по номеру машины и отправляют уведомления провинившимся водителям.
Штраф за движение по автобусной полосе в 2023 году составляет 1,5 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – 3 тыс. рублей. Если тебе выписали штраф, то не тяни с его оплатой. В первые 20 суток (считая с момента вынесения постановления) можно воспользоваться приятной скидкой в 50%.
1. Может ли пассажирский транспорт двигаться не по «своей» полосе?
Да, на трассах с многополосным движением автобусы могут перестраиваться из ряда в ряд и двигаться по любой из полос. Решение принимает водитель, исходя из конкретной ситуации.
2. Для чего над автобусной полосой вешают «кирпич»?
Знак «Въезд запрещен» усиливает действие знака 5.14, тем самым предостерегая невнимательных водителей от нарушения правил.
3. Сколько можно заплатить за остановку машины на выделенной полосе?
По закону остановка разрешена только машинам общественного транспорта для высадки и посадки пассажиров. Поэтому штраф для остальных водителей составляет 1 тыс. рублей.
Но в чрезвычайной ситуации (водитель плохо себя чувствует и не в состоянии управлять транспортным средством; по пути возникло препятствие, которое может спровоцировать аварию; транспортное средство сломалось, другие веские обстоятельства) можно остановиться и включить аварийные огни. Действия будут определены, как совершение вынужденной остановки.
4. Можно ли такси ездить по автобусной полосе?
Да. При наличии таксометра, лицензии, «шашечек» на кузове и фонаря на крыше.
Какой штраф за выезд на выделенную полосу
Штраф за езду по выделенной полосе может быть назначен и по данным дорожных камер, и при фиксации инспектором на дороге. Иногда камеры размещаются прямо на общественном транспорте и снимают движение автомобилей по полосе.
Наказание для Москвы и Санкт-Петербурга оговаривается статьей 12.17 КоАП и составляет 3000 рублей.
В остальных российских городах штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей.
Если движение по автобусной полосе организовано в обратном направлении общему потоку транспорта, выезд на нее будет квалифицироваться как выезд на встречку. Санкции последуют по ч. 4 статьи 12.15 КоАП в виде штрафа в 5000 рублей или лишения удостоверения водителя на период в 4–6 месяцев. Повторный подобный проступок в течение года оставит нарушителя без прав на 1 год (5000 рублей штрафа при фиксации камерой).
Если ваше появление на встречной выделенной полосе носило вынужденный характер, например, вы объезжали препятствие, санкции последуют по ч. 3 статьи 12.15 КоАП в размере 1000–1500 рублей.
Как быть с автобусной полосой при повороте направо
В этом случае пересекать общественную полосу разрешено, и даже необходимо. Например, вы подъехали к перекрестку и собираетесь двигаться направо. Впереди пунктирная линия разметки, которая разделяет полосу общественного транспорта от остальной дороги. Как поступить в этом случае?
Правила дорожного движения разрешают перестраиваться на данную полосу при повороте направо. Причем штрафа за это не будет. Вам нужно включить сигнал поворота и перестроиться на правую полосу через пунктирную линию. Тогда никаких нарушений не будет. В случае претензий от сотрудника ДПС напомните ему о Правилах дорожного движения.
Нарушением окажется другая ситуация, когда вы на перекрестке будете поворачивать направо со своей полосы, не перестроившись на автобусную. За это вам грозит штраф от 1 до 1.5 тысяч рублей. Также нельзя перестраиваться по сплошной разметке. Поэтому совершайте перестроения заранее. Если не успели, то лучше езжайте прямо. Такие случаи бывают, когда нужно съехать на прилегающую территорию дома, но прерывистой разметки нигде нет.
Нюансы штрафа за выезд на выделенную полосу
В ряде российских городов над выделенными для автобусов полосами висит знак 3.1, означающий, что въезд на них запрещается. «Кирпич» автоматически повышает штраф.
Более того, штрафы за движение по выделенным полосам в автоматическом режиме выписывают зачастую «с подачи» камер ГИБДД. Как мы уже отметили выше, размеры штрафов за езду по выделенным для автобусов полосам вырастают, если это случаи со встречным движением.
В отдельных населенных пунктах нашей страны движение по выделенным полосам не разрешается исключительно в будни (информационная табличка «Рабочие дни»). Но водители должны помнить при этом о штрафе, предусмотренном при пересечении сплошной линии. Езда по выделенным полосам и пересечение сплошной – это два разных нарушения, а, следовательно, и штрафа.
Кому можно ездить по выделенной полосе
На вопрос «кому можно ездить по выделенной полосе» отвечает пункт 18.2 ПДД. В нем перечислены виды ТС, которым разрешено пользоваться выделенками.
Среди них — маршрутные транспортные средства: автобусы, троллейбусы и маршрутки. Кроме того, по выделенным полосам имеют право двигаться школьные автобусы, легковые такси и автобусы, внесенные в специальные перечни, составляемые администрациями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, а также велосипедисты.
По выделенной полосе могут ездить такси, но только официально зарегистрированные. Машина должна иметь на кузове установленную местными властями раскраску, а также «колпак» с шашечками на крыше.
В случае, когда над выделенкой висит «кирпич», таксистам на нее въезд запрещен. Кроме того, любым ТС запрещен выезд на выделенку, сопряженный с пересечением сплошной линии разметки, отделяющей ее от остальной проезжей части.
В каких случаях можно использовать автобусную полосу
Пункт 18.2 гласит, что следующие виды транспортных средств могут двигаться по полосе, предназначенной для маршрутных автобусов и т.д:
- школьные автобусы;
- Пассажирские такси, обозначенные как таковые;
- Транспортные средства, перевозящие не менее 8 пассажиров — список таких транспортных средств утверждается местными властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- Велосипеды, если зона находится на правой стороне.
В некоторых регионах движение по выделенной полосе разрешено по выходным. В этом случае в зоне устанавливается знак «Рабочие дни». Поэтому водитель не будет нести ответственность за движение в этой зоне в субботу, воскресенье, при условии, что выезд осуществляется через пунктирную линию.
Движение по этому участку дороги также разрешено в следующих случаях:
- Чрезвычайная ситуация. Согласно статье 2.7 КоАП РФ, маневр, совершенный вопреки правилам дорожного движения, но для устранения опасности, не считается правонарушением. Например, если водитель выехал на выделенную полосу, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем, он не может быть привлечен к ответственности.
- На дороге устанавливается пунктирная линия. В основном они используются на съездах с дорог, перекрестках и т.д.
- Нет никакого знака или разметки, указывающей, что эта зона предназначена для автобусов, маршруток и т.д.
- Если предполагается посадка, выход или высадка пассажиров. На полосу можно въехать, не создавая помех общественному транспорту и совершая разрешенный маневр.
- Плохо выполненные вывески.
- Выход на дорожку со двора.
Направление | Регион | Причина ухода | Штраф |
Связанные | Москва или Санкт-Петербург | — | 3 000 рублей |
связанный | другие регионы | — | 1 500 рублей |
ближайшие | — | обход препятствий | 1,000 — 1,500 рублей |
приближается к | — | другие причины | 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев повторение: лишение лицензии на 1 год или 5 000 рублей повторное: лишение водительских прав на 1 год или 5 000 рублей третий и последующие: уголовное наказание |
Какой штраф положен за езду по автобусной полосе
РИА НовостиРИА Новости
За нарушение ПДД российским законодательством предусмотрена административная ответственность для водителей. Штрафы подстерегают отечественных автомобилистов буквально на каждом километре пути. Так, оштрафовать водителя в России могут в том числе за движение по выделенной специально для общественного транспорта полосе.
В соответствии с действующими на территории нашего государства правилами дорожного движения, автомобили и прочие транспортные средства могут выезжать на так называемую автобусную полосу только для перестроения или посадки/высадки пассажиров вдоль тротуара и лишь на тех дорожных участках, которые разделены разметкой в виде прерывистой полосы. Беспрепятственно передвигаться по выделенной для общественного транспорта полосе помимо автобусов, троллейбусов и маршруток также могут лицензированные такси, школьные автобусы, кареты скорой медицинской помощи и велосипедисты.
Выделенные полосы для движения общественного транспорта – частое явление на дорогах в крупных городах. Они создаются специально для того, что автобусы не стояли в многокилометровых пробках и осуществляли движение в соответствии с графиком, не опаздывая.
Однако многие водители на своём личном транспорте выруливают на автобусную полосу, желая объехать пробку и тем самым препятствуют движению общественного транспорта, создавая помехи и даже провоцируя дорожные аварии.
Именно поэтому сотрудники дорожной полиции регулярно останавливают таких нарушителей и наказывают их.
При нарушении владельцами личных ТС правил передвижения по автобусной полосе, им грозит наказание. В соответствии с КоАП, а точнее, главой 12 водители могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Его размер в большинстве регионов страны в 2022 году, как и в прошлом, достигает полутора тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге, которые относятся к городам федерального значения, вдвое больше — три тысячи рублей.
Также за остановку на автобусной полосе предусматривается штраф в размере одной тысячи рублей.
Для сравнения, в соседнем Казахстане за несоблюдение нанесённой на дорогу разметки и движение по автобусной полосе местных водителей штрафуют на 3 месячных расчётных показателя (9200 тенге или около 1600 рублей по курсу), а за повторное нарушение, совершённое в течение года, штраф увеличивается больше чем втрое до 10 МРП.
Также не лишним будет напомнить в завершении и о том, что существуют такие автобусные полосы, которые действуют только в будни и в определённое время, а в выходные и праздничные дни движение по ним личного транспорта не ограничено. Такие полосы на дорогах отмечены дополнительной табличкой к знаку с указанием времени или изображением двух перекрещенных молотков.
Лишение водительских прав
В случае серьезных нарушений Правил дорожного движения, водитель может быть лишен водительских прав. Лишение водительских прав может быть временным или постоянным.
Временное лишение водительских прав может быть назначено на срок от 3 до 24 месяцев. Это может произойти в случае совершения грубых нарушений, таких как:
- Езда в нетрезвом состоянии;
- Превышение скорости более чем на 40 км/ч;
- Уклонение от прохождения медицинского освидетельствования;
- Нарушение правил дорожного движения, приведшее к аварии с тяжелыми последствиями;
В случае постоянного лишения водительских прав, водитель уже не сможет получить их обратно в будущем. Постоянное лишение может быть назначено, например, в следующих случаях:
- Повторное совершение грубых нарушений Правил дорожного движения;
- Участие в организованной преступной группе, связанной с дорожными правонарушениями;
- Смертельное ДТП, вызванное в результате нарушения Правил дорожного движения;
- Уклонение от уплаты штрафов и других денежных санкций, связанных с Правилами дорожного движения.
Если штраф был выписан несправедливо, придется написать жалобу, предоставить доказательства вашей правоты в течение 10 суток с момента получения постановления.
По умолчанию привлекается собственник автомобиля. Если в момент нарушения ПДД за рулем находился другой человек, сообщите об этом сотрудникам полиции. По возможности предоставьте доказательства того, что сами не могли вести автомобиль.
Камера может признать вас нарушителем, если вы оказались на «выделенке», когда объезжали препятствие. Кроме того, устройства иногда совершают ошибки при определении госномеров.
Если не согласны с назначенным наказанием, подготовьте документы, обосновывающие вашу позицию. Затем составьте жалобу.
Не забудьте указать в ней:
- куда и кому ее подаете;
- ваши Ф.И.О., год рождения, паспортные данные;
- реквизиты постановления;
- обстоятельства происшествия;
- доказательства того, что санкции были назначены несправедливо;
- приложения;
- дату, подпись.
После лично, почтой или электронным письмом направьте документ.
Как выглядит камера на выделенную полосу
За соблюдением ПДД следят следующие разновидности фото- и видеокамер:
- «Автоураган», «Автодория». Отслеживают ситуацию на нескольких полосах одновременно. Фиксируют не только выезд на «выделенку», но и несоблюдение установленного скоростного режима.
- «Автоураган-МС». Гибридная система, устанавливающаяся на принадлежащих полиции транспортных средствах. С ее помощью фиксируют различные нарушения.
- «Астра-Лаб». Эти устройства следят за игнорированием разметки, скоростного режима.
- «Паркнет», «Паркрайт». Приборы, призванные отслеживать соблюдение разметки, правил парковки.
Лишение водительских прав
В случае серьезных нарушений Правил дорожного движения, водитель может быть лишен водительских прав. Лишение водительских прав может быть временным или постоянным.
Временное лишение водительских прав может быть назначено на срок от 3 до 24 месяцев. Это может произойти в случае совершения грубых нарушений, таких как:
- Езда в нетрезвом состоянии;
- Превышение скорости более чем на 40 км/ч;
- Уклонение от прохождения медицинского освидетельствования;
- Нарушение правил дорожного движения, приведшее к аварии с тяжелыми последствиями;
В случае постоянного лишения водительских прав, водитель уже не сможет получить их обратно в будущем. Постоянное лишение может быть назначено, например, в следующих случаях:
- Повторное совершение грубых нарушений Правил дорожного движения;
- Участие в организованной преступной группе, связанной с дорожными правонарушениями;
- Смертельное ДТП, вызванное в результате нарушения Правил дорожного движения;
- Уклонение от уплаты штрафов и других денежных санкций, связанных с Правилами дорожного движения.
Перечень нарушений, фиксируемых в автоматическом режиме
Цифровые технологии прочно заняли нишу в сфере безопасности жизнедеятельности человека. В частности, роботизированные системы следят за исполнением водителями закона о ПДД. Сейчас даже трудно найти улицы и шоссе в городах, на которых бы не стояли камеры фиксации нарушений. Вместе с этим, перечень деяний, за которые полагается штраф, для программного обеспечения постоянно расширяется. Реестр нарушений ПДД автоматической фиксации с камер ГИБДД в Воронеже и других регионах страны выглядит так:
- выезд на тротуар;
- превышение скорости;
- осуществление поворота из 2-го ряда;
- проезд под запрещающий сигнал светофора;
- не включены ходовые огни или ближний свет фар;
- проезд под знак 3.1 («Въезд запрещен», «Кирпич»);
- пересечение стоп-линии (на перекрестках и светофорах);
- пересечение дорожной разметки в нарушение требований;
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- нарушение условий оплаты проезда для грузовых ТС (транспондер);
- выезд на полосу для маршрутного транспорта (проезд по выделенной полосе);
- выезд на встречную полосу движения (через 1 или 2 сплошные линии разметки);
- движение грузовых ТС далее 2-й полосы на автомагистралях и дорогах общего пользования;
- проезд пешеходного перехода с нарушением (непредоставление преимущества пешеходам для перехода на обозначенных участках).
Причины ужесточения ответственности за нарушение правил на выделенных полосах
Ужесточение ответственности за нарушение правил на выделенных полосах призвано решить несколько проблем, которые возникают из-за несоблюдения этих правил. Во-первых, нерегулярное и неправильное перемещение по выделенкам создает опасность для других участников дорожного движения и может привести к серьезным авариям. Повышение штрафов и введение новых мер ответственности стимулирует водителей соблюдать правила и увеличивает уровень безопасности на дорогах.
Во-вторых, выделенные полосы предназначены для определенных категорий транспортных средств, таких как общественный транспорт или экстренные службы. Они обеспечивают более быструю и эффективную транспортную инфраструктуру, позволяющую сократить время в пути и улучшить общую проходимость дорог. Однако, если водители нарушают правила и используют эти полосы неправильно, это может привести к заторам и замедлению движения для остальных участников дорожного движения.
Также, ужесточение ответственности за нарушение правил на выделенных полосах направлено на развитие культуры безопасности дорожного движения и сознательного отношения к правилам. Нарушение этих правил свидетельствует о безответственности водителя и пренебрежении к безопасности других участников дорожного движения. Повышение штрафов и введение более строгих мер ответственности создает возможность формирования более дисциплинированного дорожного движения и подсознательного привыкания к соблюдению правил на выделенных полосах.
В целом, ужесточение ответственности за нарушение правил на выделенных полосах является необходимой мерой для обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Оно помогает снизить риски аварий и заторов, а также способствует формированию культуры безопасности и дисциплинированного отношения к соблюдению правил на дорогах.
В каких случаях можно ездить по трамвайным путям
В соответствии с действующим законодательством, по обособленным трамвайным путям разрешается ездить только специальным видам транспорта, о которых установленные правила и условия. Ознакомьтесь с изложенными ниже случаями, когда такое движение допустимо:
- Экстренные случаи: В случае возникновения аварийной ситуации, когда оперативность их разрешения требует доступа к территории, недоступной для обычного транспорта, экстренные службы, например, пожарная или скорая помощь, имеют право временно использовать трамвайные пути для достижения места происшествия.
- Организация праздников и массовых мероприятий: В случае проведения городских мероприятий, таких как парады или демонстрации, которые могут потребовать перекрытия улиц, трамвайные пути могут быть использованы для временной организации дорожного движения или для обеспечения безопасности участников мероприятия.
- Технические работы и обслуживание: Для проведения ремонтных работ по обслуживанию трамвайных путей, инженерно-техническим службам разрешается использование трамвайных путей для обслуживания и обеспечения надлежащего состояния инфраструктуры.
- Общественный транспорт: В случае отсутствия альтернативных путей передвижения, некоторым видам общественного транспорта, например, автобусам или дорожным трамваям, может быть разрешено движение по трамвайным путям.
Важно помнить, что использование трамвайных путей должно быть согласовано с соответствующими органами управления дорожным движением и строго соблюдать установленные для этого правила и требования. В противном случае, нарушители могут быть оштрафованы в соответствии с законодательством.
Лицензия на объезд пробок: можно ли стать таксистом ради езды по «выделенке»
Жительница Мушина купила лицензию на работу таксистом, чтобы пользоваться выделенной полосой. Она похвасталась, что абсолютно легально купила лицензию, но не собирается зарабатывать деньги в качестве таксиста. Ей нужно разрешение, чтобы не застрять в пробке вместе со всеми. Экономический корреспондент «Вестей ФМ» Павел Анисимов попытался получить лицензию таксиста для личных поездок и выяснил, что этот документ все равно не дает права ездить по полосам. Разрешение таксиста может получить любой человек, но есть несколько условий. В Москве он может быть выдан только на конкретный желтый автомобиль и обязательно с желтыми номерами. Они не выдаются просто так: владелец автомобиля при регистрации в ГИБДД должен написать заявление, подтверждающее, что он планирует в будущем работать таксистом. Затем необходимо предъявить водительское удостоверение, иначе номера будут сняты на первом контрольном пункте. Кроме того, физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или другого юридического лица, объясняет юрист Сергей Радько. Все документы подаются в местный департамент транспорта, где решают, выдавать ли разрешение на работу в такси.
Радько: Лицензию может получить каждый, кто зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, намерен перевозить пассажиров и багаж и имеет автомобиль со специальной окраской. В этом случае он или она сможет получить эту лицензию и заниматься перевозками.
В Московской области правила регистрации менее строгие. Такси могут быть белыми с желтыми или серыми полосами на кузове и с обычными номерами. Многие подмосковные водители бэмби даже не перекрашивают свои машины. Местное законодательство не требует изменения цвета кузова, если лицензия была получена до февраля прошлого года. В то же время Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию пассажирского транспорта, отмечает, что все легальные таксисты из подмосковных реестров могут без проблем ездить по московской стороне дороги.
КОНОШЕНКО: Сегодня разница между требованиями Москвы и Московской области значительна. Поэтому некоторые наши коллеги, даже те, которые являются легальными перевозчиками, начинают обращаться за разрешениями в Московской области. Поэтому, если какая-нибудь москвичка получала разрешение на работу таксистом, она, скорее всего, делала это в Московской области. Такая проблема действительно существует.
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2023 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.